Старинный способ решения задач на сплавы и смеси
Из опыта работы учителя математики Закусиловай Г.В.
Математическая школа
Математический вечер о математике Лобачевском Н. И.
|
Из опыта работы Закусиловай Галины Викторовны
Урок гражданственности, посвящённый
75-летию Краснодарского края
Кубань моя – жемчужина России!
Пшеницы необъятные поля,
А где ещё такое небо синее,
А где ещё такие тополя!
Закусилова Галина Викторовна –
учитель математики
МОУ СОШ №7 пос. Малокубанский
Новопокровского района
Краснодарского края
Тел. 30-7-19
Тема: Родная Кубань
Класс: 6
Цель:
Воспитание гордости за щедрую кубанскую землю, её уникальную природу, за людей, которые осваивали и защищали этот прекрасный край.
Задачи урока:
1. Развивать познавательный интерес к истории Кубани
2. Расширить знания о родной земле и её тружениках.
3.Обобщить материал по теме.
4. Закрепить практические навыки решения задач.
Форма проведения урока:
урок - повествование о родной Кубани.
Оборудование:
карта Краснодарского края, музыкальное оформление (песни Кубанского казачьего хора), презентация « Родная Кубань» (слайды)
Ход урока:
(Слайд №1. Звучит величавая мелодия)
Учитель:
Сегодня, ребята, мы поведем с вами рассказ о родной Кубани.
Эпиграфом к уроку возьмём следующие строчки:
-Кубань моя – жемчужина России!
Пшеницы необъятные поля,
А где ещё такое небо синее,
А где ещё такие тополя!
Начинаем рассказ:
Ученик 1:
Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнёт –
И поле оживает,
И гром земной плывёт,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цветёт.
Кубань давно стали называть «житницей России». Называть вполне заслуженно: бескрайние кубанские поля, колосящаяся золотая пшеница, каравай теплого душистого хлеба и, конечно же, упорный, не знающий перерывов труд земледельца – вот что включает в себя понятие « житница». Такой Кубань остается и сегодня. Благодаря самоотверженному труду работников сельского хозяйства - всех: от крупного руководителя до простого труженика. Кубань получает стабильно высокие урожаи зерновых культур, в этом году было получено 6 млн 450тыс тонн кубанского хлеба, то есть каждый гектар кубанской земли дал 44 центнера отборной пшеницы. И это несмотря на небывало холодную зиму. Наряду с пшеницей в Краснодарском крае производится 34 (три четверти) всего выращиваемого в стране риса, большая часть винограда собирается тоже на Кубани. Существенный вклад вносят труженики сельского хозяйства Кубани в производства сахара, растительного масла. Ведущие позиции занимает край и по сбору овощей и фруктов. Так чем же является Кубань для нашей большой Родины? Ответить на этот вопрос поможет следующее интересное задание.
Учитель. Ребята, обратите внимание на следующий слайд. (Слайд №2) Перед вами таблица умножения чисел 4, 5, 6, 7, 8 на 6, 7, 8, 9. Числа зашифрованы буквами. Расшифруйте слова.
* 4 5 6 7 8
6 Д Ж С Т Н
7 Ц Л Т А И
8 И И Н И К
9 С О С Р И
30 40 42 48 56 28 49
63 45 54 36 72 32
Ответ: Житница России
Рассматривается слайд №3 «Кубань – житница России»
Множество задач приходится решать каждый день работникам сельского хозяйства.
Задача 1.На мельницу в понедельник привезли 212 целых одну вторую тонны пшеницы, во вторник – на 297целых одну пятую тонны больше, чем в понедельник, а в среду – на 114 целых две пятых тонны меньше, чем во вторник и понедельник вместе. Из 3т пшеницы получается 1т муки высшего сорта. Сколько муки получается из привезённой пшеницы?
Ответ:443целых одна третья тонны.
(Показывается слайд №4)
Учитель: Что ещё звучит в слове Кубань?
Ученик1:
Кубань – земля такая:
От края и до края
Две Дании войдёт.
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
И снежные вершины –
Как воина седины,
Как мудрость старины.
Учитель: Как числа помогают описать местоположение Краснодарского края?
Ученик: Краснодарский край расположен на юге России в северо– западной части Кавказа между 430-460 северной широты и 360-410 восточной долготы.
45-я параллель северной широты делит Краснодарский край почти пополам. Таким образом, Краснодарский край находится на равном расстоянии от Северного полюса и экватора. С запада край омывается Черным и Азовским морями. На севере он граничит с Ростовской областью; на востоке – со Ставропольским краем; на юге – с Абхазией. Самые северные посёлки края – Молчановка (Щербиновского района), Водянная балка, хутор Крутой Яр (Кущёвского района). Самая восточная часть края – станица Зеленчук Мостовой (Мостовского района); самый южный участок – селение Весёлое (Адлеровского района) и перевал Ахур-Даре; самая крайняя западная точка – Коса Чушка Таманского полуострова. Площадь края составляет 76000км2 . С севера на юг наибольшее расстояние 372км, а с запада на восток 380км.
Учитель.
Задача 2. Богата Кубань и водными ресурсами. Только 13 тысяч рек протекает на её территории. Крупнейшей рекой является Кубань. В нижнем течении Кубани созданы 9 водохранилищ. Краснодарское, Шапсугское и Крюковское водохранилища занимают площадь равную
488 целым одной пятой км2. Краснодарское и Шапсугское водохранилища имеют вместе площадь 447 целых одна третья км2, а Шапсугское и Крюковское – 85 три четвертых км2. Найти площадь каждого водохранилища.
Ответ: 441 целая двадцать одна тридцатая кв. км.
45 целых девятнадцать тридцатых кв. км.
40 целых тринадцать пятнадцатых кв. км.
(Слайд №5)
Не только хлебом край богат,
Кубань людьми богата.
Кубань - земля такая:
В ней слава боевая
И слава трудовая
Цементом скреплены.
Учитель: А сейчас, ребята, прослушайте историческую справку. Постарайтесь запомнить имена известных людей Кубани – вас ждет очередное задание.
Ученик: В 1778 году на правом берегу Кубани строит укрепления русский военный гений А.В. Суворов. Он налаживает дружеские отношения с влиятельными горскими князьями и старшинами. Прикубанье, во многом благодаря А.В. Суворову, входит в состав России.
Уже через 10 лет начинается заселение Правобережья Кубани черноморскими казаками – бывшими запорожцами. Они основывают 40 куреней, строят Екатеринодар. Во главе батьки-атаманы – Захарий Алексеевич Чепега, Антон Андреевич Головатый, Сидор Игнатьевич Белый.
Декабристы, проходившие военную службу на Кубани, с сочувствием относились к горцам. Оставила Кубань значительный след в жизни и творчестве великих русских поэтов: А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Государства растут и развиваются не только благодаря трудовым и ратным делам. Громадную роль в их укреплении играет просвещение народа. Кирилл Васильевич Россинский, Евгений Дмитриевич Фелицын, Федор Андреевич Щербина, адыгейские просветители: Хан-Гирей, Шора, Ногмов, Умар Берсей, Султан Казый – Гирей.
7 апреля 1879года вошел в историю Кубани – как день открытия цемента. Осип Мартынович Кучера – первооткрыватель цемента. Известие быстро облетело весь мир.
Александр Иванович Покрышкин совершил за время войны 600 боевых вылетов, принял участие в 156 воздушных сражениях и лично сбил 59 вражеских самолётов.
Имена П.П. Лукьяненко, М. И. Хаджинова, В.С. Пустовойта навсегда останутся не только в летописи Краснодарского края, но и в истории мировой сельскохозяйственной науки.
Бережно хранят память о выдающемся учёном-медике Станиславе Владимировиче Очаковском.
Федор Фёдорович Брюховецкий. С именем этого человека связана одна из самых ярких страниц в истории кубанской школы.
(Учащимся предлагается тестовое задание, где дети приводят в соответствие имена знаменитых людей и область, в которой они прославились).
Учитель: Подвиги совершаются на войне и в мирное время. Подвиги совершаются и каждый день вашими родителями, выращивающими хлеб. Не раз вы видели, как приходили уставшие ваши папы. Они работают под палящим солнцем, в пыли. Нелегок хлеб кубанский. А если ещё ломаются комбайны! Как было бы здорово, если бы на смену старым комбайнам пришли новые! Как бы выросла производительность труда!
Задача3. Новый комбайн может убрать поле за 8 часов, а старый – за 12 часов. Новая машина работала 3 часа, а старая – 5 часов. Какую часть поля после этого осталось убрать?
Ответ: одна двадцать четвертая часть поля.
Ученик. Кубань – земля такая:
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни распевает,
И душу открывает
Прозрачную до дна.
Учитель. Щедра кубанская земля. И люди, что живут на ней, трудолюбивые и гостеприимные. Но прежде, чем усадить гостей за стол, казачка должна еще и потрудиться. Давайте и мы с вами, ребята, немного потрудимся.
Задача 4. Для приготовления варенья из вишни на 3 части сахара берут 2 части ягод (по массе). Сколько килограммов сахара и сколько килограммов ягод нужно взять, чтобы получить 10 килограммов варенья, если при варке его масса уменьшается в 1,5 раза?
Ответ: 9 кг, 6 кг.
Учитель. Трудна ли задача, на ваш взгляд? Конечно, нет. Попробуйте составить такую же задачу. Это и будет вашим домашним заданием.
А сегодняшний урок подошел к концу. Но прежде, чем мы с вами попрощаемся, я хочу сказать еще вот о чем. Григория Федоровича Пономаренко называют народным композитором Кубани. Много красивых, напевных песен создал он для Кубанского казачьего хора, которым руководит в наши дни В. Захарченко. (Слайд №6). В октябре 2006 года народный коллектив отметил 195-летие. Этот хор по праву называют казачьей душой Кубани. Под песни казачьего хора мы приглашаем вас к нашему столу.
(Ученики вручают гостям каравай на расшитом рушнике.)
Учитель: Каждый уважающий себя человек просто обязан знать прошлое своей Родины. Для нас это Кубань с ее замечательной историей, культурой, богатой славными казачьими традициями.
Быстро пролетит время, вы, ребята, станете взрослыми и будете хозяевами своего края. Сделайте его краше, богаче для своих потомков, приумножьте его славу.
Использованная литература:
1. Родная Кубань. Страницы истории. Под редакцией
В. Н. Ратушняка. Краснодар, 2003.
2.Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. А. В. Маслов.
ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.
3. Страницы русской истории на уроках математики. С. Перли,
Б. Перли. М., Педагогика – Пресс, 2000.
|